Отдел образования администрации Стародубского муниципального округа Брянской области

 

В Стародубском муниципальном округе проживает 3 семьи, в которых воспитываются дети с расстройствами аутистического спектра (РАС).

1.     Девочка 2012 года рождения,  обучающаяся МБОУ «Стародубская средняя общеобразовательная школа №1».   Согласно заключения  Брянской областной ПМПК и заявления родителей   зачислена в 1 класс  в конце сентября 2020 года, разработана и утверждена адаптированная основная общеобразовательная программа, рабочие учебные программы и учебный план в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3).

Обучение осуществляется в образовательной организации.

Дважды в год ребенок проходит курс реабилитации в г. Санкт-Петербург в медицинском производственном кооперативе «Прогноз».

2.   Мальчик 2010 года рождения, обучающийся 2 класса МБОУ «Меленская СОШ» Стародубского округа Брянской области.

Разработана и утверждена адаптированная основная общеобразовательная программа, рабочие учебные программы и учебный план в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2). Обучение осуществляется в образовательной организации.

3.   Мальчик 2011 года рождения, обучающийся 2 класса МБОУ «Меленская СОШ» Стародубского округа Брянской области.

Разработана и утверждена адаптированная основная общеобразовательная программа, рабочие учебные программы и учебный план в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2). Обучение осуществляется на дому.

Процесс обучения построен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 года №1598), в том числе детей с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС), осуществляется с учетом и в соответствии с их особыми образовательными потребностями.

Особые образовательные потребности детей с РАС обуславливают необходимость создания специальных образовательных условий, которые были учтены при организации учебно – воспитательного процесса:

- Потребность в индивидуализации образовательного маршрута.

Для каждого обучающегося разработан индивидуальный учебный план с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, образовательных потребностей обучающихся.

- Потребность в компетентности специалистов.

Для обучения ребенка с ОВЗ, в том числе и обучающихся с РАС, педагогическим работникам и специалистам необходима специальная подготовка, которая позволила бы учителям получить дополнительные знания об особенностях развития и особых образовательных потребностях обучающихся с РАС, адаптировать общеобразовательные программы в соответствии с особыми образовательными потребностями.

В штате МБОУ «Стародубская средняя общеобразовательная школа №1»  есть социальный педагог, педагог-психолог. Все педагоги прошли профессиональную переподготовку и курсовую подготовку по направлению работы с детьми с РАС.

В штате МБОУ «Меленская СОШ» для работы с детьми с ОВЗ имеются следующие специалисты: учитель-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальные педагоги, учитель адаптивной физической культуры.

- Потребности в комплексном сопровождении учебно – воспитательного процесса специалистами.

Учитывая характер расстройств аутистического спектра, характерные для детей с РАС, трудности освоения общеобразовательных программ, специфические нарушения развития и проблемы социальной адаптации, им необходима комплексная помощь специалистов психолого-педагогического сопровождения. Психолого-педагогическое сопровождение с целью освоения ребенком образовательной программы осуществляется в процессе урочной и внеурочной деятельности. Это позволяет в полном объеме организовать сопровождения процесса обучения, развития, адаптации и социализации обучающихся с ОВЗ, в том числе и обучающихся с РАС. Используются различные формы работы: индивидуальные, групповые, коллективные, что позволяет всесторонне изучать проблемные моменты в развитии обучающихся и планировать более эффективные формы коррекционно – развивающего воздействия на каждого ребенка.

Коррекционная работа проводится по следующим направлениям: коррекция дезадаптивного поведения, формирование учебного поведения, формирование коммуникативных  и социальных навыков.

В образовательных учреждениях работают психолого – медико – педагогические консилиумы, на заседаниях которых рассматриваются вопросы обучения, развития и социализации обучающихся с ОВЗ.

- Потребность в формировании социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания.

У большинства детей с РАС отмечается значительная задержка в развитии навыков самообслуживания и жизнеобеспечения. Для них характерна бытовая беспомощность, медлительность, проблемы с посещением туалета, столовой, избирательность в еде, трудности с переодеванием. Данные проблемы преодолеваются в ходе коррекционной работы, направленной на формирование социально-бытовых навыков.

В 2015 году  МБОУ «Меленская СОШ» участвовала в Федеральной программе «Доступная образовательная среда» и внесена в реестр образовательных учреждений Брянской области, участвующих в реализации мероприятий государственной программы «Доступная среда». В учреждении создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ. Кабинеты для индивидуальных и групповых занятий, оснащены специальным оборудованием: кабинет психологической разгрузки с полным комплектом оборудования, кабинет индивидуальных (групповых) занятий с обучающимися с ОВЗ и обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с педагогом, дефектологом; кабинет медицинских осмотров с диагностическим комплексом КМД «Здоровый ребенок».

 

Проблемные моменты:

- Отсутствие штатных единиц специалистов для организации сопровождения обучающихся с РАС в учебно-воспитательном процессе (тьюторы).

- Пополнение материально-технической базы учреждений, осуществляющих работу с детьми с РАС (сенсорные комнаты).

 

 

Исполнила председатель Общественного совета З.В.Петрущенко